«Федерация хоккея Азербайджана стала полноправным членом Международной федерации хоккея в 1992 году в Праге. До этого я закончил высшую школу тренера, и меня туда (в Азербайджан) отправил Анатолий Тарасов. Когда я приехал, еще ничего не было, но там построили современный комплекс на 10 тысяч человек. Мы набрали 200 детей в школу, проводили занятия, но после моего отъезда там все рассыпалось. Вместо хоккея там проводили соревнования по волейболу, баскетболу. Мне сразу сказали: «Наш приоритет - это футбол, волейбол, борьба, бокс и другие виды. У нас другой менталитет».
Но что было до этого. Все страны бывшего СССР одновременно приняли в IIHF. Мы приехали с чемпионата мира-1993, а в Азербайджане произошел военный переворот. Соответственно, появился новый министр спорта. Нас пригласили, думал, дадут какие-то награды за вступление в IIHF. Но нам сказали: «Спасибо, но этот вид спорта мы развивать не будем».
Я уехал в Россию на выборы главы нашей федерации, их выиграл Валентин Сыч. Он меня пригласил в федерацию. Прошло какое-то время, и меня спрашивают: «Почему ты не ездишь на чемпионаты мира? Ты же все еще генеральный секретарь Федерации хоккея Азербайджана!». И я связался с IIHF, там мне подтверили, что никаких перевыборов не было, я остаюсь руководителем. Я стал ездить, мы нашли возможность платить ежегодный взнос (тысячу евро), я платил, и люди помогали. Таким образом мы сохранили членство в IIHF, ездили на все конгрессы, поддерживали эту историю.
С руководством я связывался много раз: и с посольством, и с министром спорта, а они просто отвечали, что финансировать этот вид спорта нечем. Но я подумал - столько терпели, членство когда-то пригодится Азербайджану. До 2022 года членские взносы платили, но сейчас такой возможности нет, два года уже не оплачивали. От нас нет никакой активности. Раньше было от нас два голоса, но один убрали за неучастие в чемпионатах мира, а потом еще один убрали за отсутствие развития хоккея в стране.
Несмотря на это, я как был, так и остаюсь генеральным секретарем федерации. Мне приходится собирать весь пакет документов, но финансовой возможности посещать конгрессы у меня нет. Живу в Москве, никаких контактов с руководстовом Азербайджана у меня нет, я там не был с 1992 года. Я думал, что меня наградят за сохранение международного статуса, но... (смеется).
Я столько этих писем написал, куда только я не писал, ужас! И в министерство спорта, и вице-президентам, и в олимпийский комитет. У меня был целый пакет этих писем. Но так ни ответа, ни привета. Я говорил Люку Тардифу, когда он только избрался на пост главы IIHF: «Организуй встречу с властями, потому что изнутри у меня ничего не получается». Он согласился, но вопрос встал после его избрания. Тишина», - рассказал Ларюков.
В понедельник министр спорта России Михаил Дегтярев предложил министру молодежи и спорта Азербайджана Фариду Гаибову рассмотреть возможность участия азербайджанских клубов в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ).