«Фанаты сказали - «Спартак» не баба, чтобы его любить»: как был создан легендарный гимн «красно-белых»?

ЭксклюзивВыбор редакции17 апреля в 13:55,Автор: Сергей Фукс
«Фанаты сказали - «Спартак» не баба, чтобы его любить»: как был создан легендарный гимн «красно-белых»?
Роман Емельянов - не только генеральный директор «Европейской медиагруппы» и генеральный продюсер «Нового Радио», но и автор гимна московского «Спартака». На благотворительной музыкальной премии «Новое Радио AWARDS» Емельянов специально для Odds.ru вспомнил историю создания гимна «красно-белых», объяснил, в чем уникальность Артема Дзюбы, а также признался, что некоторе время болел за петербургский «Зенит».

- Роман, вспомините, пожалуйста, как родилась идея создания гимна «Спартака». 

- Я никогда тесно не взаимодействовал ни со старым, ни с новым менеджментом «Спартака». Так получилось. Я долгое время был болельщиком этой команды, и в какой-то момент по музыкальным делам ко мне пришел продюсер Виктор Яковлевич Дробыш. Среди прочего он сказал, что у него есть интересная задача - попробовать написать гимн «Спартака». Он дал мне музыку, а текст предложил написать самому. Достаточно быстро у меня родились слова. Виктор Яковлевич умеет в крупном жанре работать, поэтому у него получилась крупная песня с куплетами и припевом. Я предложил оставить только припев, что мы и сделали.

В целом, тут повезло, потому что Дробыш - профессиональный продюсер. Он нашел в моем лице правильного чувака, который, в свою очередь, нашел правильные слова. Каким-то образом он связал все это с руководством клуба, договорился с Валерием Кипеловым. Это большая работа, и к ней нужно относиться профессионально.

Нужно попасть в целевую аудиторию, нужно, чтобы текст и музыка оттестировались, чтобы это все ложилось, звучало. Это большой, серьезный труд, к нему нужно подходить только так. 

- Как отреагировали на новинку фанаты «красно-белых»?

- Там была сложная история, что болельщики «Спартака», фан-клуб получили слова от менеджмента. Они пошли на какой-то стадион, попели это, вернулись и сказали: «В принципе, норм, но вот тут и тут не годится». Потому что там была фраза в духе «Я люблю «Спартак», на что фанаты ответили - «Спартак» не баба, чтобы его любить. И я нашел другие слова, после чего прошла еще одна проверка от фанатов. 

- А как Леонид Федун отреагировал на гимн? Наверняка без его одобрения ничего бы не случилось. 

- Наверное, ему понравилось, не знаю. На этот счет мы не общались. Мы знакомы, так как раньше я работал на радио в холдинге, который ему принадлежал. Мы никогда не общались ни по радийным делам, так как у меня был другой непосредственный руководитель, ни по гимну.

Надо, кстати, отметить тот факт, что мне как автору гимна «Спартак» ни разу не прислал билет на какую-либо игру, ни разу не пригласил на мероприятие. Ну, заплатили, и на том спасибо. 

- Не раскроете, сколько получили?

- Это, наверное, не моя тайна. Но, думаю, это одна из самых дорогих песен в истории российского шоу-бизнеса. Все в рублях, по-белому, все прошло через договор. Все сделано чин по чину. 

- Кто-то, кроме Кипелова, справился бы с этим гимном?

- Был найден интересный исполнитель, чему я очень рад. И мне кажется, что никто лучше него не справился бы. Там прямо легло. Важно не только то, что этот исполнитель вокально очень хорошо лег на эту композицию, но важно и то, что это человек, близкий к клубу и ему симпатизирующий. Это тоже важный элемент.

Кипелов - это большая, грандиозная, непоколебимая фигура. Важен уровень артиста, потому что гимн такого клуба должен петь большой артист.  

- У фанатов «Спартака» есть некая альтернатива гимну в лице МакSим и песни «Знаешь ли ты». 

- Я понимаю, что есть народная история с МакSим, которая родилась из поездок болельщиков. Но тот факт, что появился клубный гимн, который все знают и поют два раза за игру (если победят), является уникальным. 

Мне кажется, по большому счету ни у одного клуба такого гимна нет. Есть какие-то попытки и какие-то песни, грубо говоря, спортивные песни. А вот гимн «Спартака» - это уникальный случай, чудо, которое снизошло сверху. 

- Гимна нет без фанатов. После введения закона о карте болельщиков активные фанаты «Спартака» бойкотируют домашние матчи клуба. Как вы к этому относитесь?

- Вообще один из самых хороших матчей, который я посетил, это матч чемпионата Европы-2020 Германия - Венгрия. Там было разрешено посадить только одного человека на ряд. Это был лучший матч, который я посетил! Я прошел без толкотни, без давки, пиво и сосиски были без очереди, я сидел один на ряду и спокойно смотрел великолепный футбол. Для меня отсутствие большого количества болельщиков, честно говоря, не проблема. Это проблема для ТВ-трансляций и клубов с точки зрения заработка, финансового обеспечения. Что касается Fan ID, то у меня двойственные ощущения. С одной стороны, мне не нравится, когда, как в мультике: «давайте всех посчитаем». С другой стороны, я понимаю, что вопросы безопасности на стадионе очень важны. Потому что я бывал на стадионах России, я приходил с маленьким сыном, которому хотел привить любовь к футболу. Но на игре мне приходилось постоянно уши ему затыкать, потому что мат слева и справа, а в давке тебе могут файером засветить. Люди должны понимать, что, посещая такие матчи, они несут определенного уровня ответственность и культуру. Я не очень большой поклонник цифровизации, но сейчас человек, приходя на стадион, понимает, что его щелкнут по носу, если он перейдет определенные границы. Это тоже правильно, по-моему. 

Собственно говоря, не вижу никакой проблемы, ведь люди привыкают к этому. Вот в театр тоже теперь по паспорту. Времена опасные, мы знаем об этом, кто угодно может прийти на мероприятие и что угодно принести. Я за безопасность чуть-чуть пострадать готов. 

- То есть активные болельщики доставляют дискомфорт?

- Я не против того, что люди рьяно поддерживают свой клуб, но я никогда не понимал, когда заводила проводит весь матч спиной к полю и даже не смотрит на игру, потому что он дирижирует кричалками и барабанами. Я это не могу осуждать, но я этого не понимаю. Конечно, без такого человека никуда, все должно быть организовано и так далее. Но, мне кажется, деление на фанатов и болельщиков - не совсем справедливое. Фанаты должны уважать болельщиков, ненастоящих фанатов с их точки зрения, «кузьмичей», как они их называют. Я люблю клуб, я болею за него, но я не готов сделать татуировку или голым по пояс в -20 плясать под барабаны. Но от этого моя любовь к клубу меньше не становится.

Наоборот, фанаты должны взять болельщиков под крыло, сказать: «Это наши младшие братья, они заняты другим, у них нет времени так ярко выступать, но это тоже наши люди». А получается, что фанаты отталкивают болельщиков, которые являются достаточно большой силой любви к клубу и футболу. 

- Вы сказали, что болельщиком вы были раньше. А сейчас?

- Я сейчас болельщик футбола в общем и целом. Я давно уже не являюсь глобально фанатом одной команды, я люблю много клубов, я люблю смотреть на людей, которые мне нравятся и симпатичны. Мне нравится следить за знакомыми. И если Артем Дзюба мне нравился в «Спартаке», то он мне нравится и в «Акроне». Матч с ним я посмотрю, потому что мы дружим. Это большой спортсмен, который не растерял форму, который установил несколько рекордов. Мы сейчас все рады за Александра Овечкина, и это рекорд мирового масштаба, но Дзюба недавно установил рекорд за все существование российского футбола, и это важно. Его достижение неоспоримо. И для меня достаточно большим удивлением стало то, что «Зенит» в свое время отказался от его услуг. 

Я знаю, что Артем - человек с очень тяжелым характером, что он в этом смысле не подарок для любого тренера и любой команды. Но есть статистика, и она обо всем говорит. Он много раз все доказал своим бывшим клубам, наколотив большое количество мячей. Это показатель очень большой силы воли. Тем более уже в его возрасте. И его выход в сборной под руководством Валерия Карпина говорит о том, что компромиссы возможны, когда это всем интересно. 

- Вы поддерживали Артема и во времена его выступления за «Зенит» - одного из главных соперников «Спартака»? 

- Была проблема: я приехал болельщиком «Спартака» в Питер и пять лет там жил. Мои друзья каждые выходные ходили на «Петровский», и я в какой-то момент сдался. Ну невозможно ходить на стадион и не переживать за команду, за которую болеют твои друзья. 

- Артему после футбола прочат большую карьеру практически в любой сфере. Предложите ему место на радио?

- Он умный человек, он может заняться потом чем угодно - и шоу-бизнесом, и тренерской работой. Конечно, все понимают, что насколько он сложный футболист, настолько он будет, наверное, сложным тренером со своим ярковыраженным мнением. Думаю, что и он взрослеет, умнеет, мудреет, думаю, многие вещи он понял и уроки извлек. Вполне возможно, что мы увидим его на тренерской скамье. Это будет прикольно, на мой взгляд. 

Что касается радио, это вряд ли будет ему интересно. Скорее, Артему нравится визуализация, ему хочется быть в центре внимания и любые видосы с его участием, как мы знаем, достигают больших успехов.

В спортивной журналистике - с 2016 года. За спиной опыт работы в двух главных информационных агентствах страны - ТАСС и РИА Новости. Работал на двух Олимпиадах и двух чемпионатах мира по футболу. С августа 2024 года - шеф-редактор новостного раздела Odds.ru. Являюсь фанатом футбола, хоккея, а также ряда олимпийских видов спорта.

Дата обновления материала: 17.04.2025

Новости по теме