Либо завершение карьеры, либо Кувейт
Как в моей жизни и моей карьере появился Кувейт? Это был 2022 год, искал варианты продолжения карьеры в России. Ничего сам не нашел, в перспективе ничего не было. И мой тюменский друг поехал в Кувейт, заодно он меня связал с местным менеджментом. В моем понимании, у меня оставалось два варианта - либо заканчивать карьеру, либо ехать в Кувейт. Я выбрал последнее.
Родители, конечно, несильно рады моему выбору. Я далеко от них, но в любом случае это мой выбор, и каким бы он ни был, они его поддерживают.
В России я провожу все лето, все три месяца. Это, возможно, даже больше, чем отпуск в команде ВХЛ. Поэтому потерял я или приобрел - вопрос хороший. Также перед Новым годом на десять дней летал в Россию.
Почему не получилось найти вариант в России? Это немного конфликтный вопрос, так сказать. Откровенно говоря, может, где-то попал не на тех людей, оказался в ненужное время в ненужном месте.
Наверное, и я не был достаточно силен, чтобы преодолеть все эти препятствия. Так получилось, что ничего не получилось. Конкретно виновников я не могу назвать, потому что все заинтересованные лица с одной стороны, а я - с другой. Но то, что нужно попасть на нужного тренера, нужного человека - с этим я согласен. Когда попадаешь к нужному человеку, под его крыло - это помогает. Так гораздо проще. У меня этого человека не оказалось, вот и все.
Себе и всем остальным хоккеистам я бы советовал до последнего цепляться и искать варианты в России. Если нет, то Кувейт как запасной аэродром - неплохой вариант. Нужно развиваться в России, ведь и уровень хоккея другой, и это наша родина. В ней приятнее и удобнее находиться.
У меня были мысли о том, чтобы завершить карьеру, но потом задумываешься: а что ты умеешь кроме хоккея? Поэтому и выбрал Кувейт. Хоккей мне нравится, и, по-хорошему, кроме хоккея я ничего больше не умею.
Самых топовых хоккеистов я встречал в играх по своему году. В ДЮСШ у нас достаточно сильный год был, с нашего года ребята сейчас и в КХЛ играют, и в НХЛ - Паша Дорофеев из «Вегаса», Кирилл Марченко из «Коламбуса», Ваня Морозов из «Спартака», Данила Галенюк из СКА.
Это было давно, поэтому с ребятами уже почти не контактирую. МХЛ дала мне рост, эта лига дала личный прогресс в хоккее. В ДЮСШ я не был результативным защитником, результативность пошла в молодежной лиге. Пошла работа с тактикой, командным и системным взаимодействием. А в ВХЛ я просто барахтался, по моему представлению. Где-то, может, не повезло, где-то меня не хватило. Объективно судить мне тяжело. Мне, конечно, хотелось большего, но не получилось.
Либо пан, либо пропал
Решение о переезде серьезное - другая страна, другой мир. Принимал решение не так просто, но так как не было вариантов в России, надо было что-то делать. Либо пан, либо пропал. Лучше уж Кувейт, чем никуда. Я знал название страны, куда еду, все прогуглил, посмотрел в интернете про Кувейт. Какого-то удивления не было, хотя, понятно, тут другой менталитет, другие взаимоотношения между людьми. После трех лет жизни тут тяжело сказать, потому что привыкаешь ко всему. Русскую еду найти можно, год назад открылась русская кафешка. А так сам себе готовлю, плюс жена помогает с этим.
Понятно, что климат совсем другой - зимой относительно тепло, а летом жарко, даже можно сказать невыносимо, потому что больше чем на пять минут не выйдешь, и без кондиционера тут не прожить. К тому же влажность другая, дышится не так легко.
С запретами в Кувейте я нечасто сталкивался. Да, алкоголя тут нет. Хотя есть, но больше подпольный, самодельный. Насколько я знаю, он есть в посольствах, куда его привозят. Как тем же чехам обойтись без пива? Но с этим все строго - по прилете в аэропорту проверяют сумки на наличие жидкостей.
Также знаю, что не на всех пляжах девушкам можно открыто и спокойно купаться. Еще нежелательно на публике обниматься и целоваться, хотя жесткого запрета нет, потому что все стало более современно, в обществе к этому попроще относятся. Но есть религиозные люди, которые могут подойти и что-то сказать. С развлечениями тут тяжело, это не Эмираты. В основном, это прогулки по морю, купание, походы в торговые центры и выезды в пустыню с чаем и пледами. Моментами в Кувейте бывает скучно, но как-то обходимся.
Откровенной дичи и треша не вспомню. Но вот к чему сложно привыкнуть, так это к кувейтской непунктуальности. Это люди, которых в назначенное время ты не дождешься. В нужное время они ничего не сделают, они все делают в последний момент. Я жене визу делал полтора года! С этим все очень сложно. Местные немного ленивые, и с этим свыкаться до сих пор тяжело.
Арабы умеют считать деньги
Источник дохода у меня один - кувейтская команда. По сравнению с моей последней зарплатой в ВХЛ тут по заработку я прибавил. К сожалению, у нас нет по-хорошему сумасшедшего богатого владельца клуба, который бы сорил деньгами и нас задаривал. Мы были бы не против.
Хоть и принято считать, что арабы богатые и сорят деньгами, но они умеют их считать. Они любят создавать шоу, чтобы показаться красивыми, но деньги они считать умеют.
Жизнь тут подороже, чем в России, скажу откровенно. В еде разница несильная - процентов 15-20. А жилье в Кувейт гораздо дороже. К примеру, у нас новая двухкомнатная квартира в не самом хорошем районе, и она стоит 120 тысяч рублей в месяц. Для Москвы это, наверное, нормальные цены, а для нас ощутимо. Но квартиру нам выделяют. Недвижимость тут дорогая как для аренды, так и для покупки.
Местные нас боготворят
В Кувейте серьезно относятся к хоккею, поэтому приглашают иностранцев. Они заинтересованы в развитии местных хоккеистов, для поднятия уровня и рейтинга в IIHF. В нашей команде еще двое россиян, два чеха и серб. Серб работает в клубе уже лет десять, больше занят в офисе, но и хоккеем занимается. Чехи уже тоже имеют право играть за Кувейт.
Насколько я знаю, гражданство в Кувейте получить нереально, но спортивное гражданство у меня уже есть. Оно появилось после двух лет игры тут, и теперь я могу выступать за сборную под флагом на турнирах IIHF.
У нас отличные взаимоотношения с местными хоккеистами. Нет какого-то презрения, недосказанности, что мы их места забираем. Скорее, они нас чуть ли не боготворят, любят нас. С обеих сторон отношения хорошие.
Мы пытаемся что-то привнести в их игру, дать им, показать что-то новое, подсказать какие-то нюансы, детали. Для местных хоккей - это больше хобби, особенно для людей постарше. Молодежь приходит еще на энтузиазме, а ребята постарше задумаются, приходить на тренировку или нет, потому что у них работа, семья. Коренные кувейтцы традиционно работают в полиции, нефтянке и министерствах. Это самые высокооплачиваемые и престижные профессии. Например, в полицию имеют право попасть только коренные кувейтцы, как и в министерства. В плане хоккея им есть куда расти, мы пытаемся что-то сделать. Я тут третий сезон, и прогресс есть, особенно у молодых. Со льдом у нас все нормально, потому что он принадлежит местному Kuwait Winter Games Club. Нам выделяют лед, с этим проблем нет. С инвентарем тоже все нормально, перед турниром выдают обычно. Играть есть чем.
Местные, конечно, знают о русском хоккее, любят его. Знают Овечкина, даже за его погоней за Гретцки следят. Больше в шутку просят, чтобы познакомил их с Путиным и Овечкиным.
То, во что мы играем, сложно назвать хоккеем
Слежу за российским хоккеем не очень пристально. Естественно, знаю об отстранении. На околополитические вопросы не хотелось бы отвечать. Но могу сказать, что каждый хоккеист стремится играть на более высоком уровне, на международном уровне. Ребята для этого работают, они этого заслуживают.
Мягко говоря, отстранение - это несправедливо. Обидно за ребят, которые всю жизнь этим занимаются, являются лучшими в своем деле и не получают шанса сыграть на международной арене по причинам, не связанным со спортом.
То, во что мы тут играем, тяжело назвать хоккеем. До сих пор внутри мой спортсмен немного протестует. Наверное, уровень посильнее любительского, но все равно он абсолютно не устраивает.
С одной стороны, легко коньки обкатывать, с другой - это не тот хоккей, к которому ты всю жизнь стремишься, работаешь для этого 20 лет. Сборы, залы, работа над собой - и потом приезжаешь в такой хоккей играть. Наверное, не то, к чему я шел, но все-таки тут оказался. Есть ли у меня возможность сделать шаг вперед - это не ко мне, а насчет желания могу сказать, что оно есть. Но как оно будет, будут ли какие-то варианты, будет ли возможность приехать куда-то попробоваться - уже другой вопрос. Я бы попробовался в команды из России, Казахстана и Белоруссии, а в Европу бы не поехал. Для меня уже большую роль играет территориальный фактор.
Иногда наступает разочарование, приходят мысли - что я тут делаю, какой тут хоккей?
Поэтому международные турниры очень спасают. Когда в нашем чемпионате регулярка, то она превращается в рутину, в ней не очень интересно. Игры с Казахстаном, Туркменистаном очень интересные, ребята оказываю сопротивление.
Я понимаю, что местные ребята не очень уровнем, но все равно стараюсь играть против приезжих, чтобы все равно какой-то интерес был. Все равно стараюсь даже на таком уровне работать на своем максимуме.