- Существует стереотип, что футбол - игра для мажоров, и что в большой футбол не пробьешься без денег и знакомств. Удалось ли РФС с помощью проектов, направленных на развитие детско-юношеского спорта, этот стереотип подточить либо вовсе устранить?
- Мне кажется, что подобный стереотип создают те люди, которые пытаются зарабатывать на футболистах деньги и стараются убедить, почему нужно сотрудничать именно с ними. Якобы это является исключительной возможностью для попадания в футбол.
Сегодня в стране в бесплатных школах и центрах подготовки занимается около 420 тысяч детей. Еще где-то около 300 тысяч, по нашим подсчетам, в частных. Озвученный вами стереотип мог сложиться из-за отсутствия системы соревнований, единого продукта, через участие в котором мы могли бы увидеть более талантливых ребят. Не было в принципе этой пирамиды и воронки вовлечения, развития игроков внутри футбола. Действительно, мог быть талант, который хорошо себя показывал где-то в региональных соревнованиях, но его просто не видели. Потому что из школы не попадал в соревнования, где присутствовали скауты профессиональных клубов, у ребенка просто не было шанса быть замеченным.
Та система взаимодействия между школами, которую мы создаем вокруг Юношеской футбольной лиги (ЮФЛ), построена на принципе пирамиды: когда каждый уровень школ отвечает за предыдущий уровень. Когда школы учатся взаимодействовать с другими школами своего региона и школами клубов РПЛ для того, чтобы своих лучших игроков туда отправлять. Их все равно невозможно удержать, потому что в определенном возрасте юноша ориентируется на академию клуба, который может предложить ему профессиональный контракт. Да, возможно, задержаться в родной школе еще год или два было бы идеально. Но все боятся упустить шанс и переходят в тот самый момент, когда он представляется. Это взаимодействие между школами, а также понимание, что ты все равно не удержишь человека от желания перейти на другой уровень развития, должны помочь.
Необходимо донести до людей, что это вовсе не значит, что та или иная школа хорошая, а другая плохая, что у каждого уровня школ есть своя роль, и важны усилия всех без исключения.
Часть школ вовлекает ребенка в футбол и могут дать первичные навыки, но на большее не хватает инфраструктуры, финансирования, качественных тренерских кадров... Есть школы на уровне региона, которые в возрасте 13-14 лет приглашаютк себе талантливых мальчиков и девочек для участия в более серьезных соревнованиях - первенстве России, системе ЮФЛ. Есть федеральные школы, например, школы клубов премьер-лиги, которые готовят профессионалов, и они к 14-16 годам набирают себе наиболее сильных футболистов по всей стране из системы соревнований, чтобы их довести до профессионалов.
Если мы посмотрим на статистику, из всех российских футболистов в РПЛ более 60 процентов являются выпускниками восьми школ. Но это не значит, что до выпуска из них, они не побывали в других школах не повысили там свой уровень. Смогли бы они так развиться в своих региональных школах? Это риторический вопрос. Возможно, что смогли бы. Ведь остальные 40 процентов смогли пройти по другому пути.
Мы все равно говорим и констатируем: есть школы, которые финально шлифуют игрока до профессионального уровня, потому что умеют и имеют для этого все возможности. Но это не значит, что они бы справились без работы большого количества школ на предыдущем уровне.
За неполные пять лет существования ЮФЛ до РПЛ дошли более 80 игроков до ФНЛ – более 500, 20 игроков вызывались на матчи сборной России. Это значительные цифры количество, притом, что лишь в последние два сезона соревнования в ЮФЛ проходят во всех четырех возрастах. Со временем и отладив все нюаныс, мы можем рассчитывать на более впечатляющие результаты,
- сказал Митрофанов.